Российские производители древесных плит не могут экспортировать продукцию транзитом через Казахстан
Ассоциация предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России (АМДПР) сообщила «Российской газете» о фактической остановке транзитных грузоперевозок плитной продукции через Казахстан. В АМДПР подчеркивают, что сложившаяся ситуация «ставит под угрозу дальнейшую деятельность деревообрабатывающих предприятий России», так как плитчики рискуют потерять единственное на данный момент экспортное направление, через которое они реализовывали до 40% всей продукции. В связи с этим целый ряд компаний, в том числе и крупных, не исключают возможности остановки своих производств уже к концу октября текущего года.
«Средняя Азия — Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан — сейчас являются рынком номер один для российского экспорта. Отечественные производители плитной продукции реализуют там до 40% производимой продукции. Однако в течение последнего месяца это направление фактически заблокировано с первых чисел сентября 2023 г. Казахстанские железные дороги остановили транзит российских грузов на юг. Если ситуация не разрешится в течение ближайших недель, российская отрасль деревопереработки может перестать существовать», — прокомментировал ситуацию «РГ» генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов. Также он отметил, что текущая ситуация носит не отраслевой характер: «На казахском направлении заблокировано всё: стоят вагоны с нефтепродуктами и зерном, простаивают контейнеры».
Проблему отмечают и крупные российские производители древесных плит. По словам директора по планированию и логистике группы «Свеза» Дмитрия Леонтьева, проблемы с отправкой грузов по ж/д через Казахстан начались в конце августа. В настоящее время компания ожидает согласования разрешительных документов на перевозку 69 вагонов с произведенной продукцией. В «ЧФМК» отметили, что в течение месяца не могут вывезти 40 вагонов с плитной продукцией или около 4 тыс. м³ плит и фанеры. «Ситуация такова, что Казахстан просто не согласовывает документы на перевозку транзитных грузов. То есть вывезти продукцию в сам Казахстан можно, а дальше в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан — уже нет. В чем дело, непонятно. Пропускных мощностей там должно хватать. Видимо, это связано с ситуацией в самом Казахстане», — рассказал начальник отдела отгрузки «ЧФМК» Александр Котрюмин.
По словам директора по развитию «Плитный мир» Александра Гибежа, ситуация с экспортом продукции, и так неблагоприятная с 2022 г., сейчас стала патовой. «Из всех зарубежных рынков сбыта у нас с 2022 года осталась только Средняя Азия. Но после того, как с сентября Казахстан ввел ограничения на транзитные перевозки по железной дороге, мы не можем отгружать продукцию покупателям из Узбекистана и далее. Ситуация близка к критической», — подчеркнул Гибеж.