Виталий Демиденко, директор по продажам компании «Свеза»: «Период превышения спроса над предложением на рынке березовой фанеры на доступных направлениях прошел. Поменялся и подход к продажам»
Агентство WhatWood побеседовало с директором по продажам «Свезы» Виталием Демиденко, чтобы узнать, как крупнейший производитель березовой фанеры в мире после года фактического закрытия европейского рынка сбыта перестроил свои процессы реализации продукции.
В периметр группы входят семь комбинатов, которые расположены от Санкт-Петербурга до Тюмени с суммарной производственной мощностью почти 1,5 млн м³ древесных плит в год. Насколько сложно координировать сбыт продукции на такой большой площади и в таких больших объемах?
Прежде всего, хотел бы пояснить, что производственная мощность в 1,5 млн м³ — это максимальная мощность по основным видам продукции (фанера и ДСП) и с учетом комплексного проекта по модернизации и расширению комбината в Вологодской обл., который находится на стадии реализации. В настоящий момент на промышленной площадке идут пусконаладочные работы на установленном оборудовании, проект реализован на 90%.
Безусловно, координировать сбыт продукции с семи комбинатов, расположенных в шести регионах России, непросто. Однако наша компания развивается на рынке 26 лет. За это время мы смогли наладить работу так, что процессы на предприятиях и в центральном офисе хорошо скоординированы. Производственные площадки и сбыт работают достаточно эффективно, как единый организм.
Летом 2022 г. после фактического закрытия европейского рынка сбыта, гендиректор «Свезы» Анатолий Фришман говорил о недозагруженности фанерного производства комбинатов на 60–80%. Удалось ли на текущий момент полностью восстановить объемы производства?
Благодаря усилиям «Свезы» по максимизации продаж на доступных рынках, расширению направлений, заключению договоров с новыми клиентами, а также поддержке государства, в частности транспортных субсидий, страхования платежей, поддержки выставочной деятельности и т. д., компании удалось добиться позитивной динамики.
Мы существенно нарастили объемы производства по сравнению с тем уровнем, который был около года назад. Однако загрузка у нас, как и у всех предприятий фанерной отрасли в стране, пока не 100%. В целом ситуация все еще остается непростой, и для возврата к уровням до 2022 г. компании, как и практически всему российскому ЛПК, потребуется больше времени.
До европейского эмбарго «Свеза» отправляла основную долю своего экспорта на рынок ЕС. Как компания адаптировалась в текущих реалиях: решила вопрос с поиском новых рынков сбыта и выстраиванием новых логистических цепочек?
В начале было непросто, но мы смогли в сжатые сроки скорректировать свою стратегию развития, сместив фокус внимания на доступные рынки. Реализовать ее помог тот факт, что наша компания исторически проводила политику диверсификации как в отношении портфеля продуктов, так и по географическому принципу.
«Свеза» продолжила укрепляться на внутреннем рынке, который всегда был для нас одним из приоритетных. Помимо этого, наша компания расширяет свое присутствие в странах, не затронутых ограничениями. Продукты компании поступают на рынки стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. Для этого используем новые логистические маршруты, которые мы тоже достаточно быстро освоили. Вместе с тем отмечу, что нам еще многое предстоит сделать.
Полный текст интервью читайте в Russian Timber Journal 06-2023.