+7 985 939 85 52
130 клиентов в 15 странах мира за 8 лет исследований рынков ЛПК | zakaz@whatwood.ru
WhatWood Блог Деревообработка Илья Коротков, генеральный директор АО «ЧФМК»: «Хочется честно признаться, что внутренний рынок в России пока очень слабый»

Илья Коротков, генеральный директор АО «ЧФМК»: «Хочется честно признаться, что внутренний рынок в России пока очень слабый»

26 июля 2022 ` 16:37  

После введения пятого пакета санкций со стороны ЕС, который включил в себя запрет импорта из России всей 44 группы ТН ВЭД, российские производители фанеры оказались в крайне тяжелой ситуации. Ранее при относительно стабильных производственных показателях российские фанерные заводы ежегодно экспортировали 2/3 своей продукции. Судя по всему, текущая ситуация на рынке серьезно переформатирует российскую фанерную отрасль. Фактически российские производители теряют рынок ЕС емкостью 1,4 млн м3 на сумму $0,9 млрд в год, а если учесть всю Европу, Великобританию и США, то 2,2 млн м3 на сумму $1,6 млрд (все данные за 2021 г.). Если 1 кв. 2022 г. по производственным показателям был в некоторой мере стабильным, то уже к концу 2 кв. 2022 г. начала вырисовываться куда более мрачная картина: Росстат рапортовал о снижении производства фанеры на 14% г/г в январе-мае 2022 г., а падение за май 2022 г. составило внушительные 28% г/г.  

В конце 2020 г. агентство WhatWood уже интервьюировало Илью Короткова, генерального директора АО «ЧФМК». В то время серьезной проблемой для отрасли считалось введение антидемпинговых пошлин со стороны ЕС. Сейчас перед российскими производителями фанеры стоят куда более сложные вопросы. Поэтому мы решили еще раз встретиться с Ильей Евгеньевичем, чтобы обсудить основные текущие проблемы фанерной отрасли и возможные пути их решения.

Илья Евгеньевич, какие изменения произошли в компании в мае 2022 г.? Решением каких проблем вы сейчас занимаетесь?

Мы все сейчас живем в новой реальности — в ожидании введения экспортных ограничений, часть из которых уже действует, а часть заработает с 10 июля. Поэтому все решения, в том числе и в мае, принимаются исходя из оглядки на эти события, которые, скорее всего, уже точно произойдут.

Если говорить конкретно про май, мы активно работали на те экспортные рынки, которые пока еще принимают нашу продукцию. В целом с марта по май мы ударно занимаемся логистикой: пытаемся выстроить новые цепочки, обращаемся на новые рынки. К сожалению, мы в самом начале своего пути, поэтому не скажу, что здесь достигнуты какие-то большие результаты. В это время принятие управленческих решений сопряжено с рисками, потому что каждый день появляются какие-то новые вводные.

Такой макроэкономической ситуации никогда не было, поэтому часто решения принимаются достаточно спонтанно. Либо, наоборот, мы занимаем выжидательную позицию и просто смотрим, что происходит на рынке.

Самое главное в такой неопределенной ситуации — это поиск новых логистических путей, усиление отдела продаж, наибольшее взаимодействие с покупателями и транспортными компаниями.

На сколько сократилось производство ваших основных продуктов в апреле-мае по сравнению с докризисным периодом? Снизилась ли лесозаготовка за аналогичный период?

Касательно лесозаготовки, в апреле-мае у нас традиционные сезонные остановки, в лес мы заходим в июне. Поэтому она сократилась только из-за сезонного фактора. У нас не стоит вопрос ее снижения, потому что своей лесозаготовкой мы обеспечиваем только 30-35% собственного потребления. К сожалению, мы вынуждены сокращать закуп сырья у наших постоянных поставщиков. Свою заготовку, поскольку в общем объеме она не является приоритетной, мы сохраняем и планируем дальше заготавливать сырье в своих арендованных лесах.

Производственные мощности ДСП, ЛДСП и МДФ, в апреле-мае были загружены полностью. Продукция уходила на внутренний рынок и СНГ. Несмотря на снижение цен, в том числе и на российском рынке, мы неплохо отработали тот период.

Относительно фанеры и пиломатериалов, здесь все достаточно банально. Из-за санкционных ограничений количество заказов на европейском рынке упало где-то в 2 раза. Если говорить об объеме экспорта в Европу, то мы потеряли порядка 15-20% в апреле-мае. Также мы потеряли 10-15% экспорта в Северную Америку из-за логистических барьеров, хотя прямого запрета поставок на этот рынок нет.

Поэтому, общее падение в апреле-мае по экспортным рынкам составило порядка 30-40%, а соответственно, и по объемам производства.

Получается, что на 3 и 4 кварталы «ЧФМК» строит план продаж без европейского рынка сбыта?  

Уже очевидно, что в 3 и 4 кварталах фанера и пиломатериалы не будут поставляться не только в Европу, но и, скорее всего, в Северную Америку.

На данный момент сотрудники компании заняты полностью, или работают в режиме сокращенного времени? По нашей информации, вы вводили этот режим в апреле?

Этот режим мы вводили, но фактически по нему не работали, поскольку смогли обеспечить себя заказами с учетом снижения объемов продаж. Май и июнь мы еще работаем в полную силу, выполняя свои обязательства перед контрагентами по договорам, поэтому пока не планируем введение сокращенной рабочей недели.

Хотя, надо быть откровенными, после 10 июля с резким снижением отгрузок на экспорт, видимо, мы будем вынуждены идти по пути введения сокращенной рабочей недели, о чем коллективы наших предприятий проинформированы. Схемы работы и графики уже отработаны. Скорее всего, жизнь заставит идти нас именно этим путем.

Полное интервью читай в Russian Timber Journal 06-2022.

Предыдущая страницаRaute фиксирует операционные убытки в 1 пол. 2022 г. из-за свертывания бизнеса в России Следующая страницаTetra Pak уходит из России