Агентство лесопромышленной аналитики WhatWood завершило обновление ежегодного обзора «Рынок фанеры в России в 2020-2021 годах»
Для фанерной отрасли 2020 г. в целом прошел под влиянием двух событий: эффект и последствия COVID-19, а также решение Еврокомиссии провести и принять антидемпинговые меры в отношении импорта березовой фанеры из России.
В 1-2 кв. 2020 г., в период полного непонимания возможного масштаба последствий COVID-19 и начала коронакризисных ограничений, первые прогнозы звучали неутешительно. Сценарии развития потребительского спроса варьировались от глубокого и продолжительного спада потребления не только на период локдаунов, но и после них на фоне прогнозируемых падений доходов и роста уровня безработицы и до более оптимистичных прогнозов, когда домохозяйства, располагая накоплениями, будут использовать их на ремонтные работы, улучшение жилищных условий, обновление мебели и пр.
На фоне пессимистических ожиданий и ограничений в марте-мае 2020 г. все сегменты лесного сектора продемонстрировали спад деловой активности и снижение объемов производства. Объем производства фанеры в 1 пол. 2020 г. снизился на 5% vs 1 пол. 2019 г. Снижение составило 108 тыс. м³ до 1,9 млн м³. В первую очередь сокращение связано с вялым потреблением в апреле-мае и вынужденным приостановлением некоторых фанерных заводов, например, Свеза, ЧФМК, оперативной деятельности. К концу года отставание удалось сократить и компаниям удалось закончить 2020 г. с минимальными отставаниями относительно 2019 г. Одним из самых неожиданных эффектов от влияния COVID-19 стал экстремальный рост цен на продукцию ЛПК как на российском, так и на мировых рынках.
Неожиданной для российских производителей стала инициатива европейских производителей березовой фанеры провести антидемпинговое расследование относительно импорта березовой фанеры из России. Еврокомиссия установила предварительные дифференцированные антидемпинговые пошлины в размере 15-15,9% для березовой фанеры с происхождением из России. Скорее всего при таком уровне текущих цен оплата пошлины не окажется для экспортеров слишком чувствительной. При ослаблении конъюнктуры такие регуляторные меры станут более заметными для российских экспортеров. Не исключено, что негативные ожидания на горизонте 3-5 лет превратятся в импульс развития потребления фанеры на домашнем рынке. Тем более опыт, когда негативные ожидания превратились в рост, российский ЛПК получил в 2020 г.
О состоянии рынка российской фанеры в 2020-2021 годах, анонсированных и реализуемых инвестиционных проектах, производстве и экспорте в разрезе всех производителей (в том числе по форматам) — читайте в свежем обзоре «Рынок фанеры в России в 2020-2021 годах».