Вадим Фидаров, директор по работе с органами государственной власти Ассоциации деревянного домостроения: «ИЖС — это рынок очень жесткой конкуренции»
Сегмент российского деревянного домостроения активно рос последние несколько лет — за это время эксперты отрасли отмечали рост доли использования деревянных конструкций в общем объеме ИЖС. В том числе рынок подогрели и ковидные ограничения в 2020 г., после отмены которых среди населения начал активно расти спрос на строительство индивидуального жилья за городом. Однако уже в 2022 г. участники рынка стали отмечать снижение спроса.
Агентство WhatWood поговорило с директором по работе с органами государственной власти Ассоциации деревянного домостроения Вадимом Фидаровым, чтобы узнать, в каком сейчас состоянии находится российский рынок деревянного домостроения, какую роль играет ипотека в различных сегментах строительства, где эффективнее всего использовать индустриальное деревянное домостроение, в какую долю оценивается «серый» рынок в ИЖС, когда в России начнут строить многоэтажные деревянные дома и многом другом.
Расскажите про Ассоциации деревянного домостроения (АДД), какие компании в ней состоят?
АДД — это объединение наиболее активных, связанных с отраслью компаний. Ассоциация насчитывает около 80 участников. Это не только строительные и производственные организации, но и «смежники»: производители лакокрасочных материалов и защитных составов, крепежных изделий, архитекторы, проектировщики, а также ВУЗы и научно-исследовательские организации.
Все основные инициативы, направленные на популяризацию и развитие деревянного домостроения на внутреннем рынке — все это заслуга членов ассоциации.
Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке деревянного домостроения по итогам 9 мес. 2022 г.?
В целом ситуация неоднородна. За текущий год мы сделали три выборочных опроса экспертов, на основе которых можно сделать примерные выводы.
Объем заказов в высоком ценовом сегменте по состоянию на сентябрь упал минимум вполовину, в некоторых случаях — на 60-70%. В сегменте эконом и комфорт-класса снижение колеблется от 20% до тех же 70%.
Отмечу, что есть компании, которые сохранили объемы на уровне показателей прошлого года, но это, скорее исключение. В целом по рынку мы фиксируем снижение.
На ваш взгляд, почему даже в эконом-сегменте в строительстве каркасных домов ощущается просадка?
В эконом-сегменте наиболее востребовано потребительское кредитование: за последний год увеличилось количество ипотечных сделок на строительство. Поэтому в данном сегменте клиенты очень чувствительные к размеру ключевой ставки и курсу рубля.
Помимо этого, СВО, частичная мобилизация, санкции со стороны Запада — всё это, естественно, оказало влияние на нашу экономику, на поведение предпринимателей, населения. Неопределенность снижает желание использовать эти кредиты, и для части заказчиков влияет на откладывание вопроса строительства до «лучших времен».
Полное интервью читай в Russian Timber Journal 09-2022.