+7 985 939 85 52
130 клиентов в 15 странах мира за 8 лет исследований рынков ЛПК | zakaz@whatwood.ru
WhatWood Блог Деревообработка Основные итоги работы лесного хозяйства России в 2018 году и задачи на 2019 год

Основные итоги работы лесного хозяйства России в 2018 году и задачи на 2019 год

Глава Рослесхоза провел 27 марта 2019 г.  ежегодное всероссийское совещание по вопросам работы лесного хозяйства России. В 2018 г. лесное хозяйство России впервые стало безубыточным. Впервые после принятия Лесного кодекса в 2006 г., доходы от ведения лесного хозяйства равны расходам на его содержание.

По данным Рослесхоза, доходы  бюджетной системы России от использования лесов в 2018 г. составили 46,0 млрд руб., +38% г/г (или 12,6 млрд руб.). Важной составляющей роста доходности от использования лесов явилось увеличение размера ставок платы за древесину на корню: в 2018 г. + 41% и составило в пересчете 98,9 руб. / м3.

Более того, Рослесхоз продолжит работу по совершенствованию расчетов ставок платы и в 2019 г. Повышение доходов федерального бюджета является ключевой задачей для лесного хозяйства. Глава Рослесхоза сообщил, что в европейских странах значение показателя доходности с 1 га составляет от 100-300 евро / 1 га, в России пока доходы федерального бюджета от использования лесов в расчёте на 1 га земель лесного фонда не превышают – 33 руб. / га.

В 2018 г. объем заготовки древесины вырос на 12,3% до 238,6 млн м3 – это максимальный объем в современной России. Площадь лесных земель, предоставленная в аренду, не выросла (в долгосрочное лесопользование переданы более 242 млн га). По мнению Рослесхоза,  это связано с тем, что  лесной бизнес «выходит из тени» в результате комплекса мер, направленных против незаконной заготовки и оборота древесины.

Рослесхоз пытается создать необходимые условия для стабильной работы добросовестных лесопользователей. Федеральным законом ФЗ-218 от 23.07.2016 определены механизмы пролонгации договоров аренды. Но пока закон не работает.

За время реализации механизма заключения договоров аренды лесных участков на новый срок без проведения торгов (с 1 октября 2015 г.) с лесопользователями, которые надлежащим образом выполняли договорные обязательства (лесохозяйственные мероприятия, своевременное внесение арендной платы и др.), в уполномоченные органы на территории 49 субъектов РФ поступило 4477 заявлений. Отказано в праве заключения на новый срок – по 1409 заявлениям (31%).

Основными причинами отказа являются избыточные формальные требования для пролонгации договоров аренды (сроки подачи заявлений, соответствие лесохозяйственным регламентам, нарушение законодательства). Рослесхоз отчитался, что работы по лесовосстановлению в 2018 г. проведены на площади 902 тыс. га (при плане 907 тыс. га). Но искусственное лесовосстановление осуществлено на площади 188 тыс. га.

В рамках федерального проекта «Сохранение лесов» (по «майским указам») будет реализован комплекс мероприятий по увеличению общей площади лесовосстановления с 935 тыс. га в 2018 г. до 1,5 млн га, в 2024 г. Бюджет проекта на весь период его реализации составит более 151 млрд руб. Основной целью проекта является обеспечение стопроцентного баланса выбытия и воспроизводства лесов.

Глава Рослесхоза И.В. озвучил основные законодательные изменения, произошедшие за 2018 г.:

— подписан Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, установивший необходимость сохранения и воспроизводства лесов на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений. В рамках реализации положений Указа вступил в силу закон «О компенсационном лесовосстановлении». Нацпроект «Экология» ставит целью обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 г. (формально государство уже достигло этих показателей).

— Принят Федеральный закон 538-ФЗ «О защитных лесах». Впервые на уровне закона устанавливаются требования, позволяющие отнести леса к определенной категории защитности. Законом предусмотрено пять категорий защитных лесов. Особенно большое внимание уделяется вопросам сохранения и государственного регулирования городскими лесами. Необходимо обеспечить их доступность, гармонично вписать в планы развития городов. Впервые на системной основе будут регулироваться вопросы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных за пределами лесного фонда, в том числе, на землях сельхозназначения.

— В рамках совершенствования регулирования охраны лесов от пожаров в марте вступил в силу № 42-ФЗ, который усилил ответственность должностных лиц региональных органов власти за представление недостоверных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

— В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на повышение административной ответственности названных лиц за сокрытие или недостоверные сведения о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

На совещании губернатор Иркутской области С.Г. Левченко предложил возложить на лесопользователей все обязанности по охране лесов, создать государственную лесохозяйственную корпорацию, ввести на 2020г. полный запрет экспорта необработанной древесины и установить ставки вывозных таможенных пошлин на грубо обработанные пиломатериалы (лафет, брус, сырая нестроганая доска).

Относительно планов на 2019 г. глава Рослесхоза отметил, что в данный момент времени имеется поручение Правительства РФ о подготовке дорожной карты по подготовке новой концепции Лесного кодекса РФ. Сейчас формируется рабочая группа в Минприроды России.

Предыдущая страницаКитай снижает НДС на пиломатериалы и круглые лесоматериалы с 1 апреля 2019 г. Следующая страницаWhatWood: «Нисходящий тренд экспорта необработанных круглых лесоматериалов из России сохраняется»