Надежда Рязанцева, директор по аналитике Segezha Group: «В 1 кв. 2024 г. мы наблюдали увеличение спроса и цен по некоторым географиям»
В 1 кв. 2024 г. российская лесная промышленность все еще отходит от потрясений 2022 г. Тем не менее в отрасли постепенно отмечаются некоторые положительные тенденции выхода из санкционного кризиса. Это направление отмечают и крупные лесопромышленные компании. WhatWood поговорило с Надеждой Рязанцевой, директором по аналитике Segezha Group, чтобы узнать, какие тренды отмечаются на мировом рынке и как на текущий момент холдинг подстраивается под непростую экономическую ситуацию в отрасли.
Какая конъюнктура складывается на российском и глобальном рынках продукции лесопромышленного комплекса? Стагнация продолжается или намечаются точки роста? Чем обусловлен кризис? Это циклическое явление или искусственно спровоцированное?
Наблюдая более 20 лет за трендами в лесопромышленной отрасли в мировом масштабе, могу сказать, что за последние 5 лет процесс прогнозирования стал более сложным. Экономические кризисы, геополитические конфликты, климатические изменения, пандемия, санкции, логистика, отложенный спрос — все это очень сильно изменило глобальный рынок, поведение потребителей и производителей. Поэтому текущее положение рынка нельзя назвать цикличным или искусственно спровоцированным. Мы стали жить в новой реальности, где существенное влияние оказывают «черные лебеди».
То, что мы сейчас наблюдаем, — это результат ряда факторов, которые начались с 2022 г., когда глобально российские производители приняли факт закрытия ключевого европейского рынка, а также столкнулись с ограничениями в поставках из-за введение высоких таможенных пошлин в Северной Америке, Японии. Таким образом, бизнес оказался в ситуации, когда нужно было в кратчайшие сроки переориентировать объемы на открытые доступные рынки.
Эта трансформация продолжалась в 2022 г. и в 1 пол. 2023 г. В 2023 г. наметилась стабилизация, когда стрессовый период для бизнеса был пройден. Следовательно, стратегия дальнейшего развития стала более уверенной — это увеличение доли на доступных рынках (текущих и новых), решение ряда проблем, связанных с логистикой и платежами, импортозамещение.
Как чувствует себя российский и глобальный рынок в целом? По результатам 1 кв. 2024 г., мы уже можем сказать, что на рынке наметились положительные тренды. Например, мы наблюдаем увеличение спроса и цен по ключевым продуктам, где основную долю формирует строительная отрасль и где существенное влияние оказывает отложенный спрос. Поэтому сегодня мы наблюдаем резкий скачок потребления и рост цен по некоторым географиям.
Какие позиции глобально сохраняются за российским ЛПК? В чем заключаются основные изменения для российского бизнеса за рубежом? Ситуация стабилизировалась или продолжает трансформироваться?
Сегодня российские объемы спокойно распределяются на альтернативных рынках. Спрос на российскую продукцию только увеличивается, развиваются каналы сбыта, долгосрочные отношения.
Если говорить про экспорт фанеры, то когда европейский и североамериканский рынки были доступными, Россия поставляла туда до 60% фанеры. Эти рынки формировали основной спрос. Когда ситуация изменилась, Азия в несколько раз увеличила потребление российской фанеры. Фактически весь объем был переориентирован на азиатское направление.
Казалось бы, как может потребление вырасти в несколько раз в Азии? Когда существовал высокомаржинальный европейский рынок, российские производители не развивали другие направления и не выстраивали долгосрочные отношения. Но, например, Китай был готов работать по фанере и раньше. После того как ситуация резко поменялась, Китай спокойно принял выпавший объем. Более того, Китай готов увеличивать поставки по высокосортной фанере, спецпродуктам.
Полное интервью читайте в Russian Timber Journal 04-2024.