+7 985 939 85 52
130 клиентов в 15 странах мира за 8 лет исследований рынков ЛПК | zakaz@whatwood.ru
WhatWood Блог Деревообработка На Сахалине планируется строительство лесопромышленного комплекса с объемом 1,2 млн м³ в год по входящему сырью

На Сахалине планируется строительство лесопромышленного комплекса с объемом 1,2 млн м³ в год по входящему сырью

Евразийский коммуникационный центр по поручению Правительства Сахалинской области совместно с консультационным агентством WhatWood провели исследование (Разработка направлений развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области). В статье приводятся основные результаты проведенного исследования.

На Сахалине по поручению правительства области планируется строительство одного из крупнейших в России центров по переработке древесины, которое будет расположено в центре острова — пгт Тымовское. Проект предусматривает диверсифицированное производство – это хвойные пиломатериалы, CLT-панели, погонажные изделия, топливные пеллеты, топливная щепа и OSB. Лесопромышленный комплекс входит в топ-10 отраслей в плане мероприятий по реализации «Стратегии-2035» Сахалинской области.

Экономическая целесообразность строительства лесопромышленного комплекса в Сахалинской области очевидна: наличие доступных ресурсов, близость к крупным рынкам сбыта (Китай, Япония, Корея) и готовая инфраструктура.

Целевой годовой объем потребления древесного сырья лесопромышленным комплексом составит 1.2 млн м³ в год. Породный состав представлен преимущественно хвойными породами (77% хвойные и 23% лиственные породы). Расчетная лесосека в целевых лесничествах: Охтинское, Ногликское, Александровское, Тымовское, Смирныховское составляет 1.9 млн м³ в год.

Расположение производственной площадки подобрано таким образом, чтобы минимизировать расстояние вывозки. Среднее расстояние транспортировки автотранспортом 153 км.

Программа модернизации портов улучшит транспортную доступность Сахалина

Круглогодичный морской порт Корсаков рассматривается как основной экспортный базис поставок. Логистика по сбыту готовой продукции также имеет хорошее положение. Расстояние до портов Тояма — 645 км, Йокогама — 864 км, Шанхай – 1373 км, Пусан – 939 км. Правительство региона акцентирует внимание на развитии портовой инфраструктуры. Так, в Сахалинской области действует государственная программа «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства».

В 2019 году ВЭБ поддержал проект модернизации Корсаковского морского торгового порта. На базе порта планируется создать мощный логистический технопарк. Создание многофункционального порта позволит сформировать крупный хаб для перевалки лесных грузов, следующих маршрутом «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Россия — Европа». Сегодня максимальные глубины порта достигают 10,5 метров, после реконструкции эти параметры увеличатся до 14 метров. Работы по удлинению причалов и углублению дна позволят принимать крупнотоннажные суда. Грузооборот после модернизации порта вырастет в три раза и достигнет 3 млн тонн в год.

Кроме того, Минтранс РФ разместил проекты приказов, которые предусматривают проведение реконструкции и модернизации четырех крупных портов на Дальнем Востоке, в т. ч. Сахалинских портов Невельск и Холмск. Реконструкция будет производиться в рамках федерального проекта «Логистика международной торговли». Согласно документам, строительные работы планируется провести в период с 2021 по 2023 годы.

Порт «Невельск» должен открыться «для морского грузо — пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ после проведения строительно — монтажных работ в период с 2022 по 2023 годы». После проведения реконструкции его пропускная способность с учетом сезонных терминалов составит 6000 транспортных судов в год.

В свою очередь порт «Холмск» после модернизации увеличит пропускную способность до 1 500 транспортных средств в год, в том числе: пассажирские суда – 32 ед. в год / до 1ед. в сутки; грузовые суда – 1 468 ед. в год / 4 ед. в сутки. Реконструкция порта пройдет в 2021-2022 гг.

Лесопромышленный комплекс ориентирован на полную комплексную переработку лесосырья

Проект ориентирован на производство как традиционных видов продукции – хвойных пиломатериалов, так и на современные и развивающиеся виды продукции: многослойные клееные плиты CLT и древесные топливные гранулы. Такой подход позволяет обеспечить устойчивость проекта на целевых рынках.

Проект предполагает переработку всех видов древесных отходов, возникающих в процессе переработки, и всех категорий деловой древесины.

Близость к ключевым рынкам потребления гарантирует стабильный спрос на продукцию

Лесной фонд Японии, Кореи и Китая не способен обеспечить текущее и перспективное внутреннее растущее потребление ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Внутренний рынок этих стран может быть обеспечен лесопродукцией только за счет импорта. Например, рынок хвойных пиломатериалов в Японии и Китае зависит от импорта на 40,1% и 48,5%, соответственно. Поставщиками пиломатериалов для них выступают российские производители, расположенные на северо-западе РФ и в Сибири. Емкость целевых рынков (Японии, Кореи и Китая) оценивается почти в 100 млн м³ потребления пиломатериалов в год.

Основным драйвером роста рынка хвойной пилопродукции является Китай, который увеличил потребление в 2,8 раза за 9 лет, до почти 70 млн м³ в год. Несмотря на небольшой текущий кратковременный спад потребления в Японии и стагнацию в Южной Корее, общий рынок хвойных пиломатериалов целевых стран кратно вырос и составляет суммарно 87,4 млн м³ в год. Взрывной рост потребления Китая приводит к росту цен на пиломатериалы и росту предложения со стороны российских производителей, выдавливающих канадских и американских поставщиков.

CLT-панели активно пользуются спросом в Японии. Их потребление полностью субсидируется. Цель японского правительства — довести потребление этих панелей в жилищном и гражданском строительстве до 500 тыс. м³ к 2025 г. Основной импорт CLT-панелей в Японию на данный момент приходится на отдалённо расположенные Германию и Австрию.

Рынки топливных пеллет Южной Кореи и Японии являются растущими и зависимыми от импорта. Российские поставщики ограничено представлены только на рынке Кореи. Основные поставки в регионе производятся из Вьетнама, Малайзии и Северной Америки. Принятые государственные программы развития рынка топливных пеллет в Японии предполагают рост потребления до 15 млн. тонн к 2030 г., а рынка Южной Кореи до 6 млн тонн к 2021 г. При росте потребления топливных гранул в Китае, региональный рынок будет крупнейшим в мире.

Японские и китайские ЦБК собирают щепу со всего Азиатско-Тихоокеанского региона и выращивают быстрорастущие породы на плантациях в Австралии для производства щепы. Крупнейший флот судов-щеповозов принадлежит Японии. Деградация мировой целлюлозно-бумажной промышленности не коснулась Китая, который увеличил объем потребления целлюлозы в 4,7 раз за 19 лет. Несмотря на спад потребления в Японии, региональный рынок кратно вырос, и внутреннее потребление составляет порядка 42,5 млн. тонн. На фоне ограничения экспорта круглого леса из России вопрос снабжения региональных предприятий древесным сырьем становится все острее. Прогнозируется дальнейший рост потребления целлюлозы в Китае, в том числе собственного производства.

Рынок ДФО характеризуется нехваткой строительных материалов, что приводит к завышению цен на жилье, ограничению объемов его строительства. Весь объем OSB поставляется в ДФО из европейской части России. Транспортные затраты увеличивают стоимость плиты почти в 2 раза. Региональные внутренние цены на OSB превышают экспортные, что говорит о перегретости локального рынка конструкционных плит

Проект может быть реализован по этапам, с постепенным наращиванием производственных мощностей и адаптацией к локальной инфраструктуре. Срок строительства основных объектов проекта составляет 1,2 – 2,0 года, без учета проектно-изыскательских работ. Якорным производственным комплексом, обеспечивающим дальнейшее развитие, является лесопильное производство на основе фрезерно-брусующей технологии пиления и комплексной переработки отходов в технологическую щепу и топливные пеллеты.

Поддержка проекта региональной властью

В качестве оказания мер поддержки для инвесторов будут созданы привлекательные условия: от льготного подключения объектов энергетики до строительства линий ж/д от места производства до портов.

Также важным моментом является наличие региональных налоговых льгот: налог на прибыль и налог на имущество. Льготная ставка налога на прибыль составляет 2% с момента получения первой прибыли до окупаемости проекта, но не более 5 лет и 10% на последующие 5 лет; на налог на имущество 0% с момента постановки на баланс до момента окупаемости, но не более 5 лет.

 

Аналитическое агентство WhatWood в качестве уполномоченного Евразийским коммуникационным центром готово организовать встречи заинтересованных сторон с инициаторами инвестиционного проекта для обсуждения деталей сотрудничества.

 

Предыдущая страницаВ январе-октябре 2020 г. Россия снизила экспорт пиломатериалов на 5,3% Следующая страницаАФК «Система» приобретает «Сибирский лес»