Андрей Юдин, директор по логистике Segezha Group: «Сейчас наблюдается серьезный дисбаланс в грузопотоках и в наличии транспорта»
Перестройка логистики на новые рынки сбыта стала одной из главных задач российских лесопромышленников в текущей нестабильной ситуации в отрасли. Поэтому компании сейчас ищут оптимальные пути решения этого вопроса. Как с этими трудностями справляются в одном из крупнейшем российском лесопромышленном холдинге, мы попытались узнать из беседы с директором по логистике Segezha Group Андреем Юдиным.
В связи с закрытием для российского ЛПК европейского рынка сбыта, какие изменения происходят в логистике Segezha Group?
Изначально мы выбирали быстрые и понятные решения, которые могли развернуть грузопоток и не допустить снижения объемов и тем более остановки производства. Естественным образом мы, как и прочие экспортеры, разворачивали грузопоток на Восток. Из-за неопределенности с контейнерными сервисами и большими рисками дефицита контейнерного оборудования, который на тот момент просматривался, мы пошли по пути частичной деконтейнеризации грузов для той номенклатуры, которую раньше стандартно перевозили в контейнерах. Например, это фанера и клееный брус. Продукция направлялась на рынки дружественных стран.
Так как контейнерные сервисы из порта Санкт-Петербург ушли практически в полном объеме, а рынки дружественных стран в основном находились «на юге», то и логистику, как балковую, так и контейнерную, мы перестраивали на Новороссийский морской порт.
Конечно же, мы естественным образом, как и все остальные, развернулись на Восток, то есть стали направлять больше груза через сухопутные пограничные переходы и дальневосточные порты на рынок Китая и в страны Юго-Восточной Азии. После чего столкнулись с общей проблематикой перегруженности Восточного полигона, которую продолжаем ощущать на своих грузопотоках, конкурируя за этот ресурс с другой номенклатурой грузов.
Segezha Group также использовала транспортные коридоры «Север-Юг» и «Севморпуть». Удалось ли успешно задействовать эти маршруты?
Мы оттестировали оба этих маршрута в 2022 г. По Северному морскому пути была отправлена тестовая партия бумаги в контейнерах с Сегежского ЦБК. К сожалению, за всю навигацию 2022 г. было осуществлено всего два рейса лихтеровоза «Севморпуть» по этому маршруту. На одном из этих рейсов в тестовом режиме мы отгрузились на Китай. Груз достаточно быстро дошел до дальневосточного порта, где перегрузился на экспортное судно и благополучно достиг КНР. Поэтому тест можно считать успешным.
На 2023 г. анонсировано также две, может быть, три рейса этого же судна, что совершенно недостаточно для того, чтобы переключать туда какие-то значимые объемы. И очень важный вопрос объемного присутствия на этом транспортном коридоре — это ценообразование. В 2022 г. тест был обусловлен исключительно желанием проверить маршрут, но он был абсолютно не подкреплен рабочей экономикой перевозки. Это был самый дорогой из существовавших на тот момент способов доставки груза в Китай.
Поэтому мы ожидаем и надеемся, что этому коридору будет уделено больше внимания со стороны транспортного сообщества, экспедиторов и государства в части приведения тарифов в конкурентные и адекватные рамки. И, конечно же, мы радеем за то, чтобы на этом маршруте появилось больше контейнерных сервисов, потому что подавляющий объем из перевозимого по «Севморпути» — это грузы нефтегазовой отрасли. Публичные контейнерные сервисы там представлены минимально.
По коридору «Север-Юг» мы отгрузили несколько тестовых партий фанеры с Вятского ФК в 2022 г. Груз в итоге благополучно достиг стран назначения. На этапе перевозки было много сложностей, потому что маршрут еще не до конца сформировавшийся и подготовленный в части инфраструктуры. По нашей оценке, требуется проделать большую работу, чтобы этот транспортный коридор заработал на полную мощность и грузы там шли беспроблемно в инфраструктурных аспектах. Здесь также открыт вопрос экономики перевозки.
Мы отмечаем, что работа над снижением стоимости перевозки в 2022 г. проведена достаточно существенная. Тарифы ощутимо снизились, но они все еще достаточно высоки. Этот коридор дает нам возможность выходить на целевые рынки по нашей ключевой линейке продуктов: фанере и бумаге. Это не только Индия, но и регион MENA, Ближний Восток, страны Юго-Восточной Азии. Потенциал у коридора и география достаточно интересные. Поэтому здесь мы также ожидаем работы над снижением тарифов, инфраструктурных улучшений, а также расширения географии сервисов.
Полное интервью читайте в Russian Timber Journal 05-2023.