Али Кылыч, генеральный директор Kastamonu в России: «Ожидаем, что наша доля на российском рынке ламината превысит 30%»
Весной 2020 г. усиление интенсивности распространения COVID-19 оказало существенное влияние на сокращение потребления на рынке MDF и напольных покрытий — пандемия привела к тому, что производства практически приостановили работу. Однако участникам рынка удалось довольно быстро преодолеть кризис, поскольку мировой спрос на продукцию начал интенсивно восстанавливаться, соответственно росли продажи оставшуюся часть года. После снятия ограничений производители древесных плит в том числе и MDF отмечали возросшую активность потребителей и стали активно наращивать отгрузки.
Турецкая Kastamonu довольно оперативно сориентировалась в такой рыночной конъюнктуре, увеличив в кратчайшие сроки свои производственные мощности в России. WhatWood поговорило с Али Кылычом, генеральным директором Kastamonu — крупнейшим производителем MDF/HDF в России — чтобы узнать, как компания пережила коронавирусные ограничения, о системе сертификаций, экспортных рынках, маржинальности продукции, перспективах российского рынка МДФ и многом другом.
Запуск завода Kastamonu Entegre на площадке ОЭЗ Алабуга состоялся в 2014 г. За эти годы компания серьезно расширила мощность производства — на сегодняшний день на заводе работают три производственных линии по напольным покрытиям. Какова стратегия развития на российском рынке в среднесрочной перспективе? Готовятся ли новые инвестпроекты в России?
Действительно, в марте этого года мы существенно расширили производство. У нас открылась новая линия по выпуску ламината, теперь с завода будет выходить 45 млн м² продукции ежегодно. Фактически это делает нас крупнейшим производителем ламината в России. Мы ждем, что наша доля на рынке превысит 30%. Именно это событие стало ключевым для компании в среднесрочной перспективе. Мы очень быстро отреагировали на ситуацию, которая сложилась на рынке деревообработки в России, и несмотря на все ограничения, действующие внутри страны и в международном пространстве, сумели запустить производство за 4 месяца. Это рекордная цифра!
Коронавирусные ограничения серьезно ударили по российскому рынку МДФ и напольных покрытий в середине 2020 г. По данным WhatWood в 2020 г. загрузка Kastamonu в Алабуге составляла 88% от общей мощности. Как компания пережила столь непростой период?
В апреле и мае мы действительно были вынуждены сократить объем производства МДФ в связи с началом карантина и режима удаленной работы для многих организаций из всех отраслей. Однако уже в середине июля мы ощутили повышенный спрос на МДФ. Причем этот спрос был выше по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Такая тенденция прослеживалась не только в России, но и во всем мире. У нас было два прогноза: первый — что спрос на таком высоком уровне продлится не больше 2-3 месяцев, а осенью начнется следующая волна коронавируса, и в этом случае нам хватит для продажи имеющихся запасов, а второй прогноз — что повышенный спрос продлится и осенью, и в этом случае наши производственные мощности смогут удовлетворить запросы рынка.
Второй прогноз оказался верным, однако, нигде в мире не ожидали, что спрос будет расти настолько быстрыми темпами и продержится на высоком уровне так долго — почти до апреля-мая 2021 г. В России это было обусловлено тем, что многие компании останавливали производство, и имеющиеся на складах запасы МДФ быстро закончились, уже в августе-сентябре. Самым сложным периодом, в первую очередь психологически, было как раз начало пандемии, когда мы не знали, как долго продлятся ограничения и что будет с бизнесом. Но, к счастью, это не продлилось дольше 2-3 месяцев, и ситуация нормализовалась.
Продолжение интервью читайте в Russian Timber Journal 08-2021.