Александр Шаньгин, генеральный директор АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники»: «Логистика – основная проблема лесопромышленных предприятий»
В 2020 г. вряд ли кто-нибудь из участников рынка подозревал, что следующий 2021 г. для российских лесопромышленников, ориентированных на экспорт, станет самым успешным в финансовом плане в современной истории отрасли. Так, из-за небывалого роста цен на всю лесную продукцию на мировом рынке, экспортная выручка от продаж продукции ЛПК выросла с $11,7 млрд в 2020 г. до $16,7 млрд в 2021 г. Именно в конце 2020 г. агентство WhatWood провело интервью с Андреем Коноплевым, на тот момент генеральным директором АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники», обсуждая достаточно рядовые производственные вопросы. Столкнувшись с беспрецедентным санкционным давлением в 2022 г. проблемы производственников, ориентированных на экспорт, вынуждают их коренным образом пересматривать свои стратегии производства и продаж. Мы поговорили с новым генеральным директором ГК «ВЛП» Александром Шаньгиным, который одним из первых достаточно смело обозначил проблемы лесопромышленной отрасли в текущих реалиях ведения бизнеса.
Александр, расскажите, пожалуйста, справочно о деятельности ГК «ВЛП» для тех, кто еще не знаком с компанией.
ГК «ВЛП» — это созданный с нуля 30 лет назад лесоперерабатывающий вертикально-интегрированный холдинг России со штаб-квартирой в Вологде. На сегодня, с учетом деятельности наших совместных предприятий с нашим стратегическим партнером «ЧФМК», мы входим в десятку крупнейших лесопромышленных компаний страны, являясь системообразующим предприятием федерального уровня.
Также за нами закреплен лесной фонд объемом 3,6 млн м³ по расчетной лесосеке. Мы сами производим и продаем круглые лесоматериалы, пиломатериалы, биотопливо, ДСП, МДФ. Совместно с «ЧФМК» строим один из крупнейших фанерных заводов с суммарным объемом инвестиций около 16 млрд руб.
В совокупности мы обеспечиваем рабочие места для более чем 3 тыс. человек, если принимать во внимание наш строящийся объект. А также косвенно обеспечиваем еще несколько сотен человек в составе подрядных и обслуживающих предприятий.
Работает ли сейчас холдинг в полном объеме? Какая загрузка на текущий момент?
Производство продолжается. Я бы сказал, что до конца марта мы работали в плановом объеме, за исключением снижения заготовки лиственных пород. В апреле планировали работать также в объеме нормального уровня.
По одному из комбинатов, который у нас завязан на логистику с Евросоюзом, произошла просадка со сбытом готовой продукции до уровня примерно 60-70% производства. Остальные лесоперерабатывающие предприятия осуществляли выпуск более или менее в обычном режиме кроме нашего трейдингового предприятия, которое сейчас просто меньше закупает и меньше продает круглых лесоматериалов на внутренний рынок.
Далее ситуация стала плавно ухудшаться, в связи с введение пятого пакета санкций, который включает запрет экспорта древесины и изделия из нее в страны ЕС, в связи с чем логистические пути сбыта продукции стали усложняться.
В мае мы видим, что продажи того, что мы производим на наших лесоперерабатывающих предприятиях составляют лишь 50%, возможно чуть больше. Можно сказать, что сейчас мы работаем до заполнения складов. Это позволит вести производство еще около двух месяцев.
Выступая на одной из недавних онлайн-конференций, вы упомянули, что компания лишится существенного объема экспортных продаж в связи с текущей ситуацией.
Да, у нас выпадет объем выручки, поступающий из так называемых недружественных стран. Это 30% продаж технологической щепы, которую мы отправляли в Финляндию. Также пропало 45% продаж пиломатериалов, 85% сбыта березовых балансов и 100% пеллет.
Кроме того, у нашего вышеупомянутого 16-ти млрд приоритетного инвестпроекта буквально на глазах исчезло 65% рынков сбыта. При этом долговые обязательства остались. На сегодняшний день в проект инвестировано порядка 70% из этих 16 млрд руб.
Какое из ваших предприятий наиболее ориентировано на европейский рынок: «ЛДК №2» или «Харовсклеспром»?
«ЛДК №2». Там отсутствует ж/д сообщение, поэтому развита автомобильная логистика. С данного предприятия осуществляется отгрузка в Европу и в Египет водным транспортом через Волго-Балт (водная магистраль европейской части России, включающая в себя почти 5 тыс. км эксплуатируемых водных путей; основная трасса водного пути проходит от Череповца до Санкт-Петербурга — прим. WhatWood).
Расскажите подробнее о Вашей инициативе по развитию водных артерий и водного речного транспорта.
Мы практически с самого начала всей этой ситуации начали думать и говорить про развитие Волго-Балтийского и Волга-Донского (канал протяженностью 100 км, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения — прим. WhatWood) каналов. Сначала в составе общего пакета мер поддержки, затем более детально стали изучать этот вариант логистики.
Мы и раньше использовали этот канал сбыта. У нас есть судовой партнер, который традиционно отправлял пару кораблей из «ЛДК №2» в Египет. Сотрудники, которые занимаются продажей пиломатериалов и круглых лесоматериалов, хорошо разбираются в этом вопросе, знают все детали и достаточно хорошо представляют все «узкие места». Также одна из наших компаний непосредственно осуществляет погрузочные операции на Волго-Балте. У нас там есть плавкраны и буксиры.
Сейчас мы пытаемся думать на перспективу, поэтому стараемся эту тему как-то продвигать, понимая, что этот вопрос не решить в короткий промежуток времени. Тогда как остальные предпочитают говорить: «Давайте решать сегодняшние проблемы. Скажите какой поезд куда нужно отправить. Не лезьте со своим Волго-Балтом».
При этом у себя в компании мы достаточно творчески и открыто ко всему подходим, используя метод мозгового штурма для решения логистических вопросов.
Полное интервью читай в Russian Timber Journal 05-2022.