Агентство WhatWood приняло участие в международном форуме и выставке «Лесная промышленность России: заготовка, переработка, производство»
30 и 31 марта 2022 г. в Москве прошел международный форум «Лесная промышленность России: заготовка, переработка, производство» – профессиональная закрытая площадка для обсуждения актуальных направлений развития лесопромышленного комплекса с участием руководителей инвестиционных проектов, крупнейших предприятий, представителей правительства, регуляторных органов, поставщиков оборудования и технологий для деревообрабатывающей отрасли.
На мероприятии с докладом о российском рынке фанеры выступила Марина Зотова, старший консультант агентства WhatWood. Эксперт описала рынок и результаты за 2021 г., а также коснулась вопроса текущих вызовов и возможных вариантов развития отрасли. Некоторые выдержки из выступления:
Стоит четко понимать, что березовая фанера – это нишевой продукт на глобальном рынке фанеры, доля которой не превышает и 5% от общего объема потребления фанеры в мире. Основные конкуренты березовой фанеры в мире – это фанера из тропических пород древесины и тополя (63% от общего объема производства) и хвойная фанера (15-20%).
В мире установлено мощностей по производству березовой фанеры объемом почти 8 млн м³. Березовую фанеру производят в восьми странах, Россия доминирует по установленным мощностям с долей в 66%. Лидерство России в сегменте березовой фанеры обусловлено сырьевым доминированием.
В своем узконишевом сегменте зависимость мира от российской березовой фанеры довольно высока. По нашим оценкам, в зависимости от рынка, средняя доля российской фанеры в общем объеме потребления составляет 40-45%. В РФ действует около 100 фанерных заводов разной мощности. На ТОП 10 производителей в 2021 г. пришлось 67% всего объема производства.
Фанера – экспортоориентированный продукт, 2/3 всего объема уходит за рубеж. Эта доля не меняется с 2016 г. Среди главных стран и регионов выделяется: Европа, США, Египет и СНГ. Основу российского экспорта составляют продажи в Европу. В 2021 г. доля составила 46%. Доля продаж в Европу достаточно стабильно находится в диапазоне 45-47%.
Сейчас ЛПК России крайне важно сохранять возможность экспортировать продукцию. Важно не создавать дополнительных препятствий для экспорта. Потоки продаж на экспорт должны сохраняться, так как внутренний рынок не сможет потребить весь объем лесной продукции, которая производится в России. Поэтому важно снять препоны, которые есть в части таможенно-тарифного регулирования. Нужно провести переговоры по снятию таможенных импортных пошлин в те странах, которые есть сейчас у России. Нужна помощь в проработке новых логистических маршрутов, схем поставок, может где-то предоставлять скидки, субсидии на транспортировку, возмещение части затрат.