Валерий Сергеевич Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности России: «Произошла деградация российского ЛПК»
На пороге происходящих кардинальных перемен в российском ЛПК нам было интересно пообщаться со специалистом, опыт работы которого в лесной отрасли России насчитывает более шести десятков лет.
Валерий Сергеевич Суханов начинал свой профессиональный путь с мастера леса, начальника цеха деревообработки и цеха ДВП в опытном леспромхозе Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) в Новгородской обл.; более 20 лет проработал в ЦНИИМЭ в г. Химках, пройдя путь от аспиранта и младшего научного сотрудника до учёного секретаря института и доктора технических наук.
В. С. Суханов более 15 лет трудился в ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» (ФГУП «ГНЦ ЛПК») на должности первого заместителя генерального директора по технологиям и энергетике, а также возглавлял ООО «Головной научный центр лесопромышленного комплекса по технологиям и энергетике» (ООО «ГНЦ ЛПК ТЭ»).
Указом Президента России В. С. Суханову присвоено почётное звание Заслуженный работник лесной промышленности России. В 2012-2013 гг В.С. Суханов был членом рабочей и редакционной групп по подготовке материалов к заседанию Президиума Госсовета по вопросам лесного комплекса России, а также членом Экспертно-консультативного совета по лесному комплексу Комитета Совета Федерации России по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Мы задали вопросы о проблемах и вызовах, которые сейчас стоят на повестке дня в отечественном ЛПК.
Валерий Сергеевич, как Вы в целом оцениваете текущую ситуацию в лесопромышленном комплексе России в 2022 г. Сейчас, речь идёт о выживании ЛПК или есть шансы на какое-то развитие или перерождение?
Сравнивая развитие лесопромышленного комплекса с советским периодом, можно сказать — произошла деградация российского ЛПК. Вклад комплекса в ВВП страны по сравнению с 1990 г. снизился с 2,8% до 0,8%, т.е. в 3,5 раза. Доля России в мировой торговле лесной продукцией за последнее десятилетие ХХ века, как отметил Президент России, сократилась на порядок – с 18 до 2%. Деградировала лесозаготовительная промышленность, прекратила существование лесохимическая промышленность, остановились в развитии целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли.
В постсоветский период не построено ни одного целлюлозно-бумажного комбината. Почти все крупные предприятия ЛПК перешли в иностранную юрисдикцию. Загублено отечественное лесное машиностроение, под корень вырублена наука ЛПК – 30 институтов. Но самое главное, под девизом «рынок всё сам отрегулирует» – разрушена система управления лесопромышленным комплексом. Сегодня ЛПК России – это огромный корабль без руля и без ветрил.
Лесозаготовительная промышленность требует реструктуризации и модернизации, поскольку её значительная часть распалась и лишь 7% общего количества предприятий способны строить лесовозные дороги. Промышленностью утрачен вектор развития. Она всё больше переходит с хлыстовой технологии заготовки древесины на сортиментную. Это стратегическая ошибка. В лесах, не пройденных рубками ухода, каковыми являются все леса страны, сортиментная технология значительно уступает хлыстовой, а тем более технологии заготовки и вывозки древесины деревьями. В наших условиях почти половина заготавливаемой древесины может перерабатываться на сырьё для других производств прямо деревьями, за счёт чего снижается себестоимость древесного сырья. Об этом красноречиво говорит опыт США и Канады, которые ещё в советский период переняли у нас хлыстовую технологию и значительно усовершенствовали её.
Распад лесной промышленности и утрата ею хлыстовой технологии отрицательно сказалась не только на её работе. Эта отрасль является основой – фундаментом ЛПК. Затраты на древесное сырьё – самая большая статья затрат в себестоимости продукции всех отраслей ЛПК. Урон нанесён всему ЛПК.
Ещё одним мощным средством снижения затрат на древесное сырьё является использование низкокачественной древесины и древесных отходов. Самым эффективным способом использования этой древесины является производство тепловой и электрической энергии на когенерационных тепловых электростанциях непосредственно в леспромхозах. Именно на лесозаготовительных предприятиях образуется около 78% общего объёма древесного топлива. Вырабатываемая энергия в 2-3 раза дешевле действующих тарифов. Однако никаких шагов по развитию энергетики на древесном топливе не предпринимается.
Катастрофический удар по ЛПК нанёс коллективный Запад, наложив санкции на поставки лесозаготовительных машин и оборудования. О каких-либо конкретных действиях о решении проблемы пока не слышно.
На вопрос о состоянии ЛПК сегодня за меня ответил Президент страны 17 января 2023 г., сообщив, что экспортоориентированные лесопромышленный комплекс и автопром получили самое высокое падение.
Как Вы оцениваете принятую Стратегию развития лесного комплекса на период до 2030 г.?
Работа над Стратегией, которая была разработана российской консалтинговой компанией Strategy Partners Group совместно с соисполнителями – тремя консалтинговыми компаниями США и Великобритании и утверждена Распоряжением Председателя Правительства России Д.А. Медведева от 20 сентября 2018 г. №1989-р, закончилась большим конфузом. Новым правительством под руководством М.В. Мишустина она была признана неудовлетворительной в части мероприятий в области лесного хозяйства, хотя в области ЛПК она была ещё хуже.
Распоряжением от 11 февраля 2021 г. № 312-р Правительство утвердило обновлённую Стратегию. А ещё через год, с полугодовым опозданием, Распоряжением Правительства от 16 марта 2022 г. № 510–р был утверждён план мероприятий по реализации Стратегии.
Главные цели Стратегии направлены на повышение эффективности лесной отрасли, удвоение её вклада в ВВП страны.
Основные усилия предлагается направить на то, чтобы большая часть добавленной стоимости при переработке древесины формировалась на территории нашей страны. С тем, чтобы у нас открывались современные предприятия по производству бумаги, картона, фанеры, стройматериалов, биотоплива, мебели.
Основными мерами, направленными на повышение эффективности лесопромышленного комплекса, определены: стимулирование внутреннего рынка лесной продукции, развитие перерабатывающих мощностей, поддержка развития лесной инфраструктуры и развитие лесной науки.
Стимулирование внутреннего рынка лесной продукции предлагается вести за счёт введения запрета на экспорт необработанной древесины, введения нормы использования деревянных конструкций при строительстве в рамках государственного заказа в объеме 20%, а также ипотеки на деревянное домостроение.
Развитие перерабатывающих мощностей предлагается осуществлять за счёт развития механизмов льготного кредитования, в том числе через Фонд развития промышленности, централизации полномочий предоставления лесных участков под приоритетные инвестиционные проекты, увеличения направлений инвестиций в проекты по использованию лесов.
Поддержку развития лесной инфраструктуры намечено реализовать путём оформления понятия «лесная дорога» и включения лесных дорог в перечень объектов инфраструктуры, компенсации части затрат на создание лесных дорог круглогодового действия.
Для развития лесной науки предлагается включение в состав Федеральной программы «Сохранение лесов» мероприятий, направленных на развитие лесной науки. Согласно обновлённой Стратегии, научно-техническое обеспечение и технологический прорыв в лесном комплексе должны обеспечить исследовательские консорциумы – инновационно-технические центры, представляющие собой объединение вузов и научных организаций в партнёрстве с российскими производственными организациями.
На базе инновационно-технических центров предполагается создание и испытание новых образцов техники «глобально конкурентоспособных на мировом рынке». Предлагается создать не менее трёх исследовательских консорциумов. На основе этих консорциумов предлагается объединить вопросы координации научных исследований, создание технологий и подготовку кадров.
Замечу, что при этом не говорится о том, что в лесном комплексе остались НИИ лишь лесного хозяйства и полностью разрушена научно-исследовательская наука лесопромышленного комплекса.
Обновлённая Стратегия, так же, как и отменённая, ставит главной задачей развитие перерабатывающих отраслей промышленности, включая ЦБП. Государственная поддержка предполагается только в виде компенсации части затрат на создание лесных дорог круглогодового действия.
План мероприятий содержит 56 пунктов, поделённых на семь разделов. Прочтение разделов Плана показывает явный перекос документа в пользу лесного хозяйства, поскольку лесопромышленному комплексу посвящён лишь один раздел из семи – «Поддержка проектов развития перерабатывающих производств», то есть 5 мероприятий из 56. Несколько мероприятий оказались «спрятанными» в других разделах. А ведь средства для реализации весьма затратных лесохозяйственных работ должен заработать именно лесопромышленный комплекс.
Очевидно, что разработка Стратегии лесного комплекса и Плана её реализации, это лишь вершина айсберга – самое начало важной работы. Но и здесь допущены большие огрехи.
Полное интервью читайте в Russian Timber Journal 01-2023.