Поможет ли китайский рынок российским экспортерам лесопродукции
В текущей экономической ситуации многие участники рынка ожидают, что российские лесопромышленники переориентируют часть объёма продукции на внутренний рынок или страны Азии и, прежде всего, в Китай. Однако важнейший рынок сбыта российской продукции лесопереработки — КНР — также может впоследствии попасть под влияние ограничительных мер, поскольку реализация продукции, произведенной из российских пиломатериалов, в страны ЕС и США может быть прекращена.
Учитывая, что более трети лесопродукции реализуется в Китай, возможны варианты перевода взаиморасчётов в юанях. Звучали предложения создать расчетный центр на базе стран БРИКС. Позднее стало известно, что китайские банки присоединились к санкциям против России. Крупнейшие госбанки КНР отказываются финансировать сделки с сырьем из РФ.
В натуральных показателях продажи в Китай в последние 4 года снижались главным образом за счет сокращения поставок круглых лесоматериалов. Вместе с тем, оперативно и в полном объеме перенаправить весь объем попавшей под запрет лесной продукции на китайский рынок российским экспортерам вряд ли получится. Во-первых, в настоящее время Китай находится под жесткими карантинными ограничениями, сектор недвижимости находится в стагнации, следовательно, очень слабый спрос на строительные материалы. Во-вторых, реализовать нишевую продукцию из узкого сегмента, которая отправлялась в страны Евросоюза, а также в Великобританию, США, Австралию по сопоставимым ценам без дисконта и в полном объеме, в Китай точно не получится. Это касается, прежде всего, российской берёзовой фанеры, сухих лиственничных пиломатериалов для дальнейшей обработки, пеллет.
Китай – не тот рынок, который готов покупать из России лесные продукты за дорого. В этом случае, российским экспортерам чрезвычайно важно развивать новые каналы продаж на рынках, которые не отличаются большой емкостью и не считаются традиционными для России, но которые готовы покупать российскую лесопродукцию.
С полной статьей можно ознакомиться в Russian Timber Journal 03-2022.