Российский рынок пеллет: перспективы развития на внутреннем рынке
17-18 марта 2020 г. в Санкт-Петербурге в рамках Биотопливного конгресса консультант агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Марина Зотова выступила модератором сессии: Торговля биотопливом, экспорт; также, участвуя в дискуссии на тему развития российского рынка биотоплива.
«Относительно древесных пеллет: нет официальной статистики об объемах производства этой продукции, чтобы можно было оценить объемы домашнего рынка. Все используют оценочные данные, которые варьируются от 300 до 500 тыс. тонн в год. При том, что установленные мощности достигают 4,5 млн. тонн, а на экспорт, например, в 2019 г. было вывезено 2 млн тонн», — прокомментировала Марина Зотова, обсуждая развитие отрасли.
Была названа и основная причина плохого спроса древесных пеллет на внутреннем рынке — потребители не видят преимущества использования альтернативных биоисточников, очевидно доминирование ископаемых видов энергоресурсов.
Было высказано мнение, что без активной модерации государства при изобилии ископаемых энергоресурсов развития потребления внутри страны невозможно. В арсенале у Правительства РФ есть широкий набор инструментов, способствующих развитию домашнего потребления биотоплива и древесных пеллет в частности:
- Законодательное закрепление за регионами дифференцированной обязательной минимальной доли биоэнергетики в объеме используемых в регионе энергоресурсов.
- Внедрение программы субсидирования расходов на перевозку при транспортировке пеллет в удаленные от мест производства
- Разработка и законодательное закрепление налоговых льгот, стимулов и привилегий для потребителей возобновляемых источников энергии (ВИЭ)
- Разработка финансовых мер поддержки производителей биотоплива, работающих на домашнем рынке (льготное кредитование)
- Субсидирование домохозяйств на установку отопительных котлов, работающих на древесном сырье
- Разработка и принятие общероссийского стандарта качества древесных пеллет
- Популяризация использования энергии из ВИЭ среди населения
Меры стимулирования должны оказывать воздействие на рентабельность производства биотоплива для домашнего рынка, которое иначе во многих случаях было бы коммерчески нежизнеспособным.