Лесопромышленные компании подготовили поправки в проект Лесной политики на конференции Адама Смита
Вена, 12 декабря. В столице Австрии завершилась XVII конференция Института Адама Смита «Целлюлозно-бумажная промышленность России и СНГ». По ее итогам сформирована рабочая группа, состоящая из руководителей лесопромышленных компаний и научных центров, которая подготовит резолюцию конференции и отправит ее российским органам власти, сообщает пресс-служба Архангельского ЦБК. Документ будет содержать перечень конкретных приоритетных шагов государства, которые, по мнению компаний, необходимо включить в проект Лесной политики России, а также комплекс защитных мер в области тарифно-таможенного законодательства для повышения конкурентоспособности лесопромышленных компаний в процессе вступления России в ВТО.
Проект Лесной политики, разработанный Рослесхозом, слабо учитывает интересы лесопромышленных компаний — он не содержит конкретных мер государства по улучшению предпринимательской среды и созданию современных производств по глубокой переработке древесины на территории России, заявила в своем выступлении на конференции GR-директор Архангельского ЦБК Наталья Пинягина.
Госпожа Пинягина отметила, что в лесном комплексе, который является технологически единой и экономически увязанной системой, отсутствует централизованное государственное управление, оно распределено между различными министерствами, агентствами, службами и департаментами. В представленном проекте Лесной политики не сформулированы четкие «правила игры» для участников лесных отношений, которые устанавливаются государством.
Наталья Пинягина проиллюстрировала свой тезис на примере финансирования государством строительства лесовозных дорог. Их отсутствие не позволяет осваивать новые лесосырьевые базы и приводит к исчезновению лесонасаждений вдоль существующих транспортных магистралей. Так, в России на 1 тыс. га леса приходится 1,2 км лесовозных дорог — в 40 раз меньше, чем в Европе. В среднем в мире 1 км новой дороги обходится в €30 тыс. (чуть более 1 млн руб). По оценкам специалистов, строительство 1 км лесовозной дороги стоит в среднем 1,27 млн руб. Всего же для нормального функционирования лесного комплекса необходимо построить от 7 до 12 тыс. км новых лесовозных дорог. Общий объем инвестиций в строительство инфраструктуры должен составить от 8,9 до 15,2 млрд руб.
Несмотря на неоднократные поручения правительства, не решен вопрос учета классификации лесных дорог. Как напомнила GR-директор Архангельского ЦБК, два года назад правительство по инициативе Минприроды выделило первые за 15 лет средства на строительство магистральных лесовозных дорог — 500 млн руб. Однако получение этих денег регионами было обременено массой разнообразных условий, в первую очередь софинансированием строительства из собственного бюджета.
С точки зрения Пинягиной, устранение проблем возможно при включении в Лесную политику конкретных мер, механизмов и инструментов государственного воздействия на деятельность лесного комплекса с указанием необходимости финансирования из бюджета строительства лесовозных дорог и субсидирования банковского процента по кредитам на модернизацию и строительство новых мощностей.
По инициативе Натальи Пинягиной была создана редакционная рабочая группа, которая подготовит поправки в проект Лесной политики. Итоговый документ конференции Адама Смита будет официально направлен в Министерство природных ресурсов РФ, Рослесхоз, Министерство промышленности и торговли РФ и другие заинтересованные органы государственной власти.